День без автомобиля
День без автомобиля
22 сентября во многих государствах пройдет «Всемирный день без автомобиля». Впервые эта акция состоялась в 1998 году во Франции, а с 2008 года в ней принимает участие и Россия. Автомобилистам предлагается хотя бы на день отказаться от личной машины в пользу общественного транспорта, велосипедов и пешеходных прогулок. Цель кампании – привлечь внимание к проблемам избытка автотранспорта и загрязнения воздуха в городах.
Нельзя сказать, что мероприятие завоевало в России широкую популярность. В числе его участников, помимо столицы, такие города, как Санкт-Петербург, Курск, Уфа, Ростов-на-Дону, Екатеринбург. Обычно в этот день происходит снижение цены на проезд в общественном транспорте (выпускаются специальные билеты), устраиваются велопробеги. В 2016 году в Москве «Всемирному дню без автомобиля» посвящается уже традиционный велопарад.
Идея праздника актуальна, она «витает в воздухе». По данным Росстата, в 2015 году в России на долю передвижных источников веществ, загрязняющих атмосферу, приходилось 44,7% общего объема или почти 14 млн. тонн выбросов. Что характерно, эта доля выросла за последние 4 года (в 2012-м было 39,5%). В составе выхлопных газов автомобилей присутствуют такие вредные компоненты, как угарный газ, углеводороды, оксиды азота, альдегиды и ряд других. Наибольшую опасность представляют оксиды азота, примерно в 10 раз более ядовитые, чем угарный газ. Доля токсичности альдегидов относительно невелика (4-5 % в общем объеме). Токсичность различных углеводородов сильно отличается, некоторые из них являются канцерогенами. Сосредоточенный над городами смог портит здоровье их обитателей.
Но готовы ли автолюбители жертвовать комфортом во имя экологии? С одной стороны, кризис внес свои коррективы в планы граждан. Доля продаж легковых автомобилей в структуре оборота российской розничной торговли снизилась с 6% в 2014-м до 5% в 2015 году (в фактически действующих ценах). По информации Ивановостата, также на 1 процентный пункт уменьшился за год данный показатель и в нашем регионе: с 4,2% до 3,2%. Но, с другой стороны, эта тенденция не затронула бензин. Его доля в общем объеме розничной торговли по России в 2015-м даже немного увеличилась – до 6,4% против 6,3% в 2014-м. В Ивановской области доля продаж бензина в прошлом году составила 4% от оборота розничной торговли, не изменившись по сравнению с 2014-м.
А вот число любителей велосипедов у нас, по всей видимости, больше не становится. Продажи «двухколесных коней» отличаются редкой стабильностью – 0,1% от оборота розничной торговли как по России, так и в Ивановской области. Причем цифра эта не меняется в течение всего XXI века. Так что загазованность и пробки остаются пока неизменными атрибутами городской жизни.
Видео: