Вначале простыми словами о сути термина «регуляторная гильотина». Это удаление морально устаревших контрольно-надзорных нормативных актов в сфере бизнеса.
Бизнес и технологии всегда меняются быстрее, чем законодательство. В итоге накапливаются потерявшие актуальность (а иногда и смысл) законы, инструкции и т.д. Они часто непомерно затратные как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов.
Поэтому регуляторная гильотина как реформа контрольно-надзорной деятельности – испытанное в мировой практике средство для комфортного ведения бизнеса и создания более простой и логичной системы контроля.
Подписанные Президентом федеральные законы № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» направлены на реализацию механизма регуляторной гильотины в рамках проводимой Правительством реформы контрольно-надзорной деятельности.
Так считает заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко, ранее возглавлявшая рабочую группу по реализации механизма «регуляторная гильотина» в сфере земли и недвижимости.
По мнению Абрамченко, важно коренным образом пересмотреть действующие отраслевые нормативные правовые акты, просеяв их через сито «регуляторной гильотины», и издать необходимые новые.
Например, предлагается исключить институт федерального государственного надзора в области землеустройства, а также отменить административную ответственность для юридических лиц, не исполнивших обязанность приобрести используемый на праве постоянного пользования земельный участок в собственность или оформить право аренды.
При системной модернизации процессуального регулирования контрольно-надзорной деятельности Росреестра предполагается создать единый реестр видов федерального и регионального государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля.
Закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» определяет реализацию механизма регуляторной гильотины – отмену установленных до 1 января 2021 года обязательных требований.
Так, в частности, постановлением Правительства от 11 июня 2020 г. признаны утратившими силу с 1 января 2021 года два постановления Правительства, а также отменены положения 23 приказов Минэкономразвития. В них содержатся обязательные требования, надзор за соблюдением которых осуществляет Росреестр при федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии, лицензирования геодезической и картографической деятельности, лицензионного контроля; надзоре за деятельностью национального объединения СРО кадастровых инженеров, СРО кадастровых инженеров; арбитражных управляющих; оценщиков; электронных площадок.
С 1 февраля 2021 г. положения нормативных правовых актов, которыми устанавливаются обязательные требования, будут вступать в силу с 1 марта или с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования. Большинство нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, будут действовать максимум 6 лет со дня вступления в силу.
В настоящее время Росреестром в рамках установленных полномочий продолжается работа по подготовке проектов нормативных правовых актов взамен отменяемых.
|