Как провести оценку профессиональных рисков

07.10.2019

Как провести оценку профессиональных рисков

Администрация Ивановского муниципального района информирует, что инспекторы труда начали штрафовать за отсутствие оценки рисков.

Зачем проводить оценку профессиональных рисков

Работодатель должен провести оценку профессиональных рисков, чтобы

организовать управление профрисками. Это требование статей 209 и 212 ТК и

пунктов 29, 33–39 типового положения о СУОТ.

Оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.

Кроме того, оценка рисков помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования охраны труда, социальную защищенность работников и квалификацию персонала, а также обеспечить экологическую безопасность производства.

Какие должны быть документы по оценке рисков

Пропишите регламент процедуры оценки рисков в положении организации о СУОТ. Это указано в типовом положении о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н). Других требований к тому, какие документы по оценке рисков должны быть на предприятии, в законодательстве нет. Но при внеплановой проверке инспектор ГИТ может проверить наличие и соответствие процедур идентификации опасностей и оценки рисков, план мероприятий и оценку возможностей устранения рисков, меры по исключению и снижению риска и ознакомлены ли работники предприятия с профрисками.

Поэтому, чтобы избежать штрафов и судебных споров, целесообразно

разработать реестр опасностей на рабочем месте или карту оценки рисков. В этот документ внесите информацию о возможных рисках на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения опасностей.

Составьте план мероприятий по корректировке рисков, в нем укажите меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости – источники финансирования.

Кроме того, результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур укажите в отчете о профрисках.

Как выявить и идентифицировать риски

Процедура оценки рисков в законодательстве не прописана. Поэтому оценку рисков предприятия проводят самостоятельно.

Для выявления, идентификации и оценки рисков можно нанять компанию или провести процедуру своими силами. Если в организации приняли решение провести оценку рисков своими силами, то можно разработать собственный алгоритм процедуры либо воспользоваться алгоритмом из четырех шагов, который приведен ниже.

Достоинство этого алгоритма – простота реализации на практике.

Шаг 1. Создайте комиссию по оценке рисков

Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех–семи человек. Состав

комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить главного инженера, ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, начальников структурных подразделений, представителей профсоюза и т. д. Члены комиссии не обязаны иметь специальную подготовку, но должны знать, как выявлять и идентифицировать риски. Обучить сотрудников проводить оценку рисков можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.

Шаг 2. Выявите и идентифицируйте риски

Изучите, какие опасности могут возникнуть при выполнении сотрудниками типовых и нетиповых работ. А также опасности, которые возникают вне рабочего места или во время аварий и способны негативно повлиять на здоровье и безопасность работников. Если рабочее место работника стационарное – проведите оценку рисков на его рабочем месте. Если работники в течение дня передвигаются по территории и находятся в различных помещениях организации, проведите оценку рисков по рабочим зонам.

Чтобы выявить опасности, установите все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников.

Документы и информация, которые нужно использовать, чтобы выявить опасности:

1. Нормативные правовые акты, локальные документы по охране труда

и безопасности работ, которые относятся к определенному рабочему процессу.

Например, если нет инструкции по охране труда для какого-либо вида работ, то это риск «опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте инструкций, содержащих порядок безопасного выполнения работ, и информации об имеющихся опасностях, связанных с выполнением рабочих операций».

2. Результаты специальной оценки условий труда – позволят определить вредные факторы, которые влияют на работника.

3. Техническая документация на оборудование и технологическая документация на процессы. В ней обычно прописывают потенциальные риски при работе с оборудованием, кроме того, в документации прописано, как работает оборудование и проходят технологические процессы, – это позволяет самостоятельно определить дополнительные риски.

4. Информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе, – это позволит определить риски, которые возникают при работе сотрудников с инструментами и веществами.

5. Сведения о происшедших авариях, инцидентах, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в организации и результаты их расследования. Помогут увидеть, при каких работах и производственных процессах в организации работники подвергаются наиболее сильным рискам.

6. Доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном травматизме в похожих организациях. С их помощью можно узнать, во время каких работ сотрудники подвергаются потенциальным рискам, и уделить больше внимания безопасности выполнения этих работ. Данные можно узнать из докладов Ростехнадзора, которые ведомство публикует на своем официальном сайте, кроме того, многие компании публикуют статистику несчастных случаев на своих интернет-сайтах.

7. Жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда. Некоторые риски сложно выявить при проверках и аудитах, их могут заметить только работники, которые сталкиваются с ними во время выполнения работ.

8. Предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности. Позволят выявить, в каких сферах в организации были нарушения и каким рискам подвергались работники, и уделить этим сферам повышенное внимание.

При выявлении факторов риска рассмотрите только те опасности, которые могут привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или к смертельному исходу.

При идентификации рисков пользуйтесь списком опасностей из пункта 35 приказа Минтруда от 19.08.2016 № 438н.

Внимание: работодатель сам устанавливает порядок выявления и идентификации рисков.

По результатам идентификации составьте перечень опасностей. Составьте

его самостоятельно либо воспользуйтесь электронным реестром опасностей.

Шаг 3. Оцените уровень профрисков

Методы оценки уровня профессиональных рисков работодатель определяет с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускают использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций (п. 36, 37 типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда № 438н).

Выбрать подходящий для себя метод, можно, например, в приложении В к

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011 или ГОСТ 12.0.230.4-2018.

На практике для оценки уровня профрисков часто используют простой и эффективный метод Файна – Кинни.

Шаг 4. Проведите корректировку оценки рисков.

Для того чтобы уменьшить риски, устраните или уменьшите факторы опасности. Для этого проведите мероприятия по уменьшению риска. Внедрите наиболее безопасные технологии производства:

- закупите средства индивидуальной и коллективной защиты;

- модернизируйте оборудование;

- автоматизируйте производственные процессы;

- уменьшите время воздействия на работников опасных факторов и т. д.

Какая ответственность за непроведение оценки рисков

За непроведение оценки рисков могут выдать предупреждение или наложить штраф по части 1 статьи 5.27 КоАП.

Сумма штрафа составит:

- для должностных лиц – от 1000 до 5000 руб.;

- ИП – от 1000 до 5000 руб.;

- юрлиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Кроме того, в случае если на предприятии произошел несчастный случай, а оценка рисков не проводилась, то инспекция труда направит материалы расследования в следственный комитет.


Возврат к списку

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

 
  Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Полный календарь
Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ
 
IMG_4175.JPG


















Закрыть